Статьи

4 декабря 2017

Часто задаваемые вопросы


Во избежание непонимания со стороны клиентов, нам хотелось бы рассмотреть некоторые вопросы более подробно. В частности, часто возникает непонимание деталей, например, как создают проект СЗЗ, как подготавливаются экологические платежи и отчетности, какие негативные факторы могу угрожать организациям при отсутствии у них требуемой документации?
Текущим Законодательством Российской Федерации для таких предприятий, где руководство  халатно подошло к подготовке природоохранной документации, предусмотрен ряд штрафных санкций.

В этом разделе мы бы хотели привести полный перечень административных  взысканий, чтобы ввести своих клиентов в курс дела. Поскольку до сих пор некоторые предприятия считают, что разработка нормативных документов должна проводиться лишь к плановым проверкам, будет не лишним рассмотреть возможные санкции со стороны правоохранительных органов и природоохранных структур.


1)      Применяемые санкции при отсутствии проекта нормативов образования отходов, а также лимитов на размещение производственных и потребляемых отходов.

Закон  №89 -ФЗ «Об отходах производства и потребления», в частности, одна из его статей - №11, гласят, что все юридические лица и ведущие коммерческую деятельность индивидуальные предприниматели должны соблюдать необходимые меры по сохранению благоприятной экологической обстановки при эксплуатации предприятий, сооружений, строений и ряда иных объектов. Предприниматели обязаны соблюдать установленные законодательством РФ требования в области охраны экологии, здоровья людей и окружающей среды.  В частности, следует заниматься разработкой нормативных проектов по образованию и ликвидации отходов и лимитов, по размещению отходов при уменьшении их образующегося количества, внедрять в производство инновационные технологии по уменьшению количества отходов, проводить регулярную инвентаризацию образующихся отходов и мест их размещения.

КоАП РФ в ст.8.1 гласит, что несоблюдение вышеперечисленных экологических требований при существующем архитектурно-строительном проектировании, территориальном планировании, зонировании и планировке территории, строительстве новых объектов и капитальном ремонте существующих строений, реконструкционным работам и вводе в эксплуатацию новых объектов капитального строительства будет влечь за собой первоначальное предупреждение, затем при дальнейшем несоблюдении - штраф в размере от 1000 до 2000 рублей,  для должностных лиц - от 2000 до 5000 рублей, а для юридических лиц - от 20 000 до 100 000 рублей.


2)      Санкции, применяемые к предпринимателям, при отсутствии правильным образом составленных нормативных документов и паспортов на опасные отходы, которые соответствуют Закону №89 -ФЗ «Об отходах производства и потребления»:

Коммерсанты и юридические лица, которые в процессе своей деятельности создают на предприятиях отходы от первого до четвертого класса опасности, должны регулярно подтверждать отнесение образуемых отходов к тому или иному классу опасности. Это следует проводить в порядке, установленном локальным органом исполнительной власти, который осуществляет в текущем регионе государственное регулирование в области экологической безопасности и охраны окружающей среды.

Нормативные документы и паспорта должны содержать в себе всю необходимую информацию составе и основных характеристиках отходов, классификации и оценке их опасности для окружающей среды. Паспорт на отходы – необходимый документ, который легализует обращение с опасными отходами, и нужно подойти со всей ответственностью к его подготовке.

Каков список организаций, которым потребуется обязательное оформление паспортов на отходы? Определенной категоризации нет, но такие документы должны быть в наличии у всех предприятий, образующих в результате производства опасные отходы I-IV класса.

Ограничение деятельности таких организаций может быть достигнуто, если отсутствует материальная или техническая возможность обеспечить полностью безопасное для здоровья человека и экологии обращение с отходами производства.

Поскольку отсутствие паспортов или их неправильное оформление  являются нарушением основных правил обращения с производственными отходами, то соответствуя требованиям КоАП РФ ст.8.2 такое несоблюдение норм экологического и санитарно-эпидемиологического характера влечет за собой административный штраф в размере от 1000 до 2000 рублей для радовых граждан, от 10 000 до 30 000 рублей для административных лиц, а для владельцев предприятий и юридических лиц, где было нарушено законодательство - от 30 000 до 50 000 рублей. Еще один вариант административного наказания - приостановление деятельности предприятия на срок до 90 суток.


3)      Почему опасно отсутствие правильно составленного проекта допустимых выбросов и нормативного разрешения на выброс загрязняющих отходов в атмосферный воздух?

Согласно  Закону №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», в статье 14 говорится о том, что выброс вредных, отравляющих и загрязняющих веществ в атмосферу промышленным стационарным источником может быть допущен только на основании разрешения, которое было выдано локальным территориальным органом исполнительной власти в области защиты и охраны окружающей среды, а также действующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в области защиты окружающей среды. Предельно допустимые выбросы должны устанавливаться специальным разрешением на выброс вредных и загрязняющих отходов, что обеспечивает в должной мере охрану атмосферного воздуха.

Отравляющее физическое воздействие на атмосферный воздух может быть допущено лишь только в том случае, если на руках у предпринимателя есть данное разрешение, выданное в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.

Если такового  разрешения на выбросы вредных и загрязняющих веществ в атмосферу и других возможных в ходе производства негативных физических воздействий нет, и если были нарушены условия, предусмотренные нормативными документами, то выбросы загрязняющих отходов производства в атмосферу могут быть существенно ограничены либо прекращены в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Какие административные взыскания  предусмотрены КоАП РФ при нарушениях, связанных с выбросом в атмосферный воздух вредных веществ и оказанием вредного физического воздействия на него при отсутствии специального разрешения?

наложение административного штрафа в размере от 2000 до 2500 рублей – для граждан РФ;
штраф в размере 4000-5000 рублей для должностных лиц;
для предпринимателей без образования юридического лица - от 4000 до 5000 рублей, либо приостановление деятельности в административном порядке на срок до 90 суток;
для юридических лиц – штраф на сумму от 40 000 до 50 000 рублей, либо приостановление деятельности на 90 суток.


4)      На предприятии следует проводить инвентаризацию источников выброса загрязняющих и вредных веществ в атмосферу. Нарушение Закона №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» может предусматривать административное наказание и штрафные взыскания.

В соответствии с документом «Об охране атмосферного воздуха» и статьей 30, все юридические лица, у которых на предприятии есть в наличии стационарные источники выброса загрязняющих веществ в атмосферу, должны проводить инвентаризацию текущих выбросов вредных веществ в атмосферу, разрабатывать план предельно допустимых выбросов и  нормативов вредного воздействия на атмосферу. Нарушения, связанные с охраной атмосферного воздуха, могут быть наказаны в административном порядке по ст. 8.1.


5)      При отсутствии  порядка проведения производственного контроля в обращения с отходами может последовать ряд административных наказаний.

В Законе РФ «Об отходах производства и потребления» в 26 статье есть следующая полезная информация для юридических лиц. Все юридические лица, осуществляющие ту или деятельность, связанную с обращением с отходами, должны своевременно организовать и осуществлять производственную проверку за соблюдением законодательных требований в обращении с отходами. Порядок осуществления контроля в области работы с отходами разрабатывается именно на юридическое лицо, так что в случае наличия нескольких площадок у предприятия нужно учесть их все в рамках прописанного Порядка. В противном случае на юридическое лицо может быть наложен штраф до 250 000 рублей, либо деятельность предприятия будет приостановлена на 90 суток в качестве административного наказания.


6)      Какие негативные воздействия на окружающую среду перечислены в Законе №7-ФЗ и что влечет за собой неуплата за негативное воздействие на атмосферный воздух и окружающую среду согласно экологическим декларациям?

Закон «Об охране окружающей среды» в ст.16 гласит, что любое негативное физическое воздействие на окружающую среду и ее загрязнение является платным, и эту плату должна регулярно осуществлять каждая промышленная организация, исходя из  специфики своего производства.

Под негативным воздействием на окружающую среду подразумевают:
- Загрязнение почв промышленными отходами;
- Выбросы отравляющих или загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- Размещение на ряде территорий отходов промышленного производства;
- Шумовое, тепловое, электромагнитное, ионизирующее, а также другие виды физических и химических воздействий на окружающую среду;
- Загрязнение поверхностных водных объектов отходами промышленного производства.

Правительство Российской Федерации установило единую планку расчётов и плат за негативное физическое и химическое воздействие на экологию. Но выплаты не должны останавливать предприятия при выполнении мер возмещения негативного воздействия окружающей среде.

За невнесение в установленные сроки оплаты за загрязнение  окружающей среды можно получить наказание в виде административного штрафа, который обойдется должностным лицам 3000-6000 рублей, а юридическим – в 50 000-100 000 рублей.

Если предприятие уже давно осуществляет деятельность, но при этом не сдавало экологические декларации, не выплачивала по ним расчеты за загрязнение окружающей среды, то при комиссионной проверке его руководителей обяжут сдать полный расчёт платы за три последних года.


7)      Что понимается под нормативом образования, на какие виды отходов он  устанавливается?

Под этим термином понимается экономический или технический показатель, который имеет определенное значение. По этому значению вычисляют необходимое ограничение количества каждого конкретного вида отходов, образующихся в рамках промышленного производства в определенном месте. Норматив образования обычно устанавливается на те отходы, которые получаются в результате деятельности предприятия, вне зависимости от того, хранятся ли они на его территории или вне ее. К последней группе относят отходы любых строительных организаций, которые проводят строительные работы на территории заказчика. Отходы, получаемые в результате деятельности предприятия, требуют установления нормативов образования.


8)      Отходы: как правильно поступать с их образованием на территории предприятия?

Промышленные отходы обычно накапливаются в специальных помещениях и местах, отведенных под эти цели. Срок хранения любого вида  промышленных отходов не должен превышать 6 месяцев. Эти меры позволяют снизить негативное воздействие образовавшихся отходов на атмосферу и окружающую среду, а также здоровье человека. Затем должен проводиться вывоз отходов на последующую утилизацию.

В установленном порядке места временного накопления отходов могут быть как открытыми, так и закрытыми, снабженные навесом и очистными емкостями. В местах временного накопления  отходы хранятся согласно своей классификации – в емкостях, навалом на изолированных покрытиях или просто штабелями.


9)      Какие отходы подлежат вторичной переработке?

Ряд отходов следует отправлять на переработку, в частности, это отходы, содержащие:

- Картон, бумагу и другие продукты переработки древесной целлюлозы;
- Стекло;
- Текстиль;
- Полимеры;
- Резину, как синтетическую, так и каучук;
- Металлы всех типов.


Какие отходы необходимо обезвреживать?

Руководителю промышленного предприятия следует знать, что ряд отходов не подлежит переработке и должен быть полностью ликвидирован, дабы не оказывать вредного воздействия. На обезвреживание отдаются особо токсичные и пожароопасные отходы производства, включающие в себя отработанные лампы люминесцентного и ртутного типа, масла и замасленные фильтры, опилки, шламы, ветошь, отработанные щелочи и кислоты.


Какие отходы подлежат захоронению?

Ряд отходов должен быть захоронен, чтобы не загрязнять атмосферу и не оказывать негативного влияния на здоровье человека. Этой операции подлежат нетоксичные отходы IV-V класса опасности, не представляющие ценности как вторичное сырье.


Какой транспорт используется для транспортировки особо опасных отходов, в том числе ртутьсодержащих?

СанПиНом  предусмотрена обязательная транспортировка отходов в особом цельнометаллическом фургоне, что исключает контакт водителя и других людей с перевозимыми опасными отходами.


Что понимается под сбором отходов?

Согласно Федеральному Закону от 30.12.2008г. «Об охране окружающей среды» и отдельным законодательным актам РФ, это прием/поступление отходов в целях дальнейшего использования, переработки, обезвреживания, транспортирования или предварительного размещения.


Можно ли осуществлять сбор собственных отходов самим предприятием?

Поскольку в процессе основной деятельности промышленной организации всегда образуются остаточные отходы, следует проводить их учет по оформленной в установленном порядке нормативной документации. Размещение на собственных складах отходов не является сбором, и временное складирование отходов, продолжающееся не более шести месяцев, может быть предусмотрено с выполнением требований законодательства в области охраны атмосферного воздуха, окружающей среды и здоровья человека с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и в целях дальнейшего использования, переработки, транспортировки и т.д.


10)  Для каких организаций предусмотрена разработка Проекта СЗЗ?

Проектирование санитарно-защитных зон должно проводиться при поэтапной разработке проектной строительной документации, предусматривающей строительство, реконструкцию промышленных объектов. Разработка Проекта СЗЗ нужна предприятиям I - III класса опасности. Это необходимо для промышленных объектов и производств с первого по четвертый класс опасности, которые располагаются в жилой застройке без соблюдения СЗЗ и деятельность которых так или иначе связана с загрязнением воздуха вредными веществами, шумовыми загрязнениями, вибрацией и т.д.

Также Проект санитарно-защитной зоны для охраны окружающей среды и благоприятной экологической обстановки необходим для действующих производственных объектов, если местная администрация приняла решение об установлении санитарно-защитной зоны.


11)  Какие организации могут быть освобождены от разработки данного проекта?

Предприятия, которые уже имеют установленную СЗЗ по действующим нормативным документам.
Организации, отличающиеся ориентировочным размером СЗЗ или превышающим его размером расстояния от границ территории предприятия до нормируемых территорий.
Промышленные объекты, которые последние 5 лет работали стабильно в плане выработки и ликвидации отходов, не увеличивали производство отходов и количество источников выброса загрязнений в атмосферный воздух.
Промышленные объекты, которые более 5 лет работали без изменения и пересмотра технологических процессов, не имели проблем с населением и не принимали обращения и жалобы от местных жителей на загрязнение воздуха физическим воздействием.
Производства, расположенные в специальной промышленной зоне, не имеющие пересекающихся границ с нормируемыми территориями. Единая санитарно-защитная зона действует для всех групп производственных и промышленных объектов вне зависимости от производимого ими объема промышленных отходов.
Промышленные объекты, расположенные  на достаточном удалении от нормируемых территорий; не пересекающиеся с ними на расстоянии более, чем 10 км, не пересекающиеся с родовыми угодьями коренных малочисленных народов РФ, перспективной жилой застройкой и т.д. Согласно генеральному плану развития городского и сельского поселения, такой объект не должен приближаться к ориентировочным границам санитарно-защитной зоны.


12)  Какие предприятия обязуются производить определение негативного воздействия и оценку потенциального риска при разработке СЗЗ?

Подобное определение негативного воздействия для экологии и здоровья населения в проекте СЗЗ разрабатывается для предприятий I и II классов опасности, но возможны исключения для производственных объектов, которые имеют расстояние от своих границ до границ нормируемого объекта, превышающее в два раза санитарно-защитную зону, а также для кладбищ и животноводческих/птицеводческих предприятий.


13)  Какие предприятия обязаны, а какие освобождаются от проведения натурных измерений и исследований на границах проектной СЗЗ и на границах жилых застроек?

Возникающий у многих руководителей промышленных предприятий вопрос может быть отвечен следующим образом. Исследования на границах расчетной СЗЗ являются необходимостью для I и II классов опасности. Разрешается проводить 20 натурных исследований по загрязнению атмосферного воздуха в период одного года или 8 исследований, проводимых каждый сезон.

При расчетном подтверждении установленных гигиенических нормативов на границе жилой застройки, соблюдении защиты от загрязняющих веществ в атмосфере и подсчете уровней физического воздействия в населенных местах на атмосферный воздух, проект СЗЗ может не разрабатываться, а предприятие не обязуется проводить натурные исследования и замеры загрязненности атмосферного воздуха.


14)  Какие промышленные сооружения и объекты не рекомендуется размещать в пределах ориентировочных СЗЗ?

Согласно Законодательству РФ, в границах ориентировочных СЗЗ не допускается постройка жилья,  парковых и ландшафтных зон отдыха, курортов, лечебно-профилактических и оздоровительных учреждений, домов отдыха и санаторных комплексов, садоводческих товариществ и коттеджных поселков, а также кооперативных или индивидуальных дачных участков, детских площадок, спортивных сооружений, территорий некоммерческих организаций, образовательных и детских  учреждений, развлекательных учреждений. В пределах необходимых ориентировочных СЗЗ промышленных предприятий и складов фармацевтической или пищевой категории можно разместить только отдельные склады.


15)  На какие нормативные документы следует обратить внимание как на основу для санитарно-эпидемиологического нормирования промышленных предприятий?

На сегодняшний момент существует установленное в особом порядке Федеральным законодательством требование к  разработке СЗЗ. В соответствии с Законом «Об охране окружающей среды» следует в целях защиты и охраны окружающей среды городских и сельских территорий создавать и возводить охранные зоны, включая СЗЗ, а так же выбывшие из интенсивного хозяйственного использования охранные зоны с пониженным режимом природопользования.

В целях охраны необходимых условий жизнедеятельности человека и его благополучия, окружающей среды, флоры и фауны, вокруг промышленных зон и особых объектов промышленной или хозяйственной деятельности, которые оказывают явное негативное воздействие на экологическую обстановку, следует создавать специальные защитные зоны, включая СЗЗ.

Согласно ст. 12 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», когда решаются вопросы размещения ряда объектов гражданского и назначения, а также установления их СЗЗ, нужно обязательно соблюдать предусмотренные законом санитарные правила. Текущие проекты санитарно-защитных зон могут быть утверждены при наличии заключения санитарно-эпидемиологического характера.

Исходя из этого, в законодательстве РФ в качестве неотъемлемого требования к работе источников негативного экологического воздействия существует требование об обязательном установлении санитарно-защитных зон.


16)  Что такое МСП? Какие организации обязуются сдавать отчёт МСП?

Под этой аббревиатурой понимается отчетность об образовании и эксплуатации, а также размещении, транспортировки и ликвидации отходов для ряда организаций, работающих в сфере малого и среднего бизнеса. Таким предприятиям теперь нет насущной необходимости заниматься разработкой ПНООЛР и принимать лимиты на размещение промышленных отходов, зато компаниям малого и среднего бизнеса следует каждый год предоставлять  грамотно составленный отчет о характере отходов, их образовании, использовании и обезвреживании.

О том, какие компании могут принадлежать к сегментам малого и среднего бизнеса, следует прочесть в регламентации ст.4 Федерального закона № 209-Ф3.



Вернуться к списку

ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?
форма обратной связи (есть вопросы, пожелания – воспользуйтесь данной формой)