Менеджеры свяжутся с Вами и рассчитают стоимость
Программа мониторинга за водными объектами — это наблюдения за состоянием сточных, природных вод и водоохранной зоной. Она представляет собой комплекс мероприятий, которые нужно проводить для того, чтобы оценить воздействие на водный объект при сбросе очищенных сточных вод с территории предприятия (хозяйственно-бытовые и (или) ливневые стоки), описание деятельности предприятия, выявление точек контроля, сведения об этих точках, график контроля.
Цель программы мониторинга - наблюдение за состоянием природных вод и происходящими в них процессами под влиянием факторов техногенного воздействия и оценка качества сбрасываемых поверхностных сточных вод и их влияния на состояние водного объекта.
В программе наблюдений за водоохранной зоной объекта описываются точки отбора проб, прибрежной зоны, вещества и химические элементы, по которым проводят анализ на степень загрязнения сточных вод. На основании программы и прописанных в ней и проведенных лабораторных исследований сточных вод разрабатывается проект НДС . Также важно, чтобы организация, выполняющая отбор проб, имела лицензию на деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.
Этапы согласования программы регулярных наблюдений:
Наименование работ |
Согласующий гос. орган* |
Примечание |
Перед составлением проекта и подачей на экспертизу нужно оформить решение в Департаменте природных ресурсов. Документ даёт право пользования конкретным водным объектом |
|
|
Сбор данных, необходимых для заполнения формы программы регулярных наблюдений за водным объектом. (основные данные о водном объекте; количественные данные об объемах сбрасываемых или изымаемых вод; наличие у организации очистных сооружений; результаты основных измерений, предоставляемых два раза в год, весной во время паводков и летом в межень; показатели, выявляемые в лабораторных условиях на основании пробы воды из данного водоема) |
- |
- |
Выявление основных мероприятий по выявлению нарушений при использовании водного объекта:
визуальное обследование; выявление показателей густоты эрозийной сети; площадь экосистемы с подсчетом дельты относительно данных, предоставленных в другой период наблюдений. |
- |
- |
Заполнение программы регулярных наблюдений за водным объектом:
- точки контроля сточных вод (до и после очистных сооружений, на выпуске в водный объект);
- точки отбора природной воды из водного объекта (выше и ниже выпуска сточных вод в водный объект или точки акватории);
- перечень контролируемых загрязняющих веществ.
- периодичность контроля сточных и природных вод
- данные наблюдений за водными объектами (их морфометрическими особенностями) и сведения о состоянии водоохранных зон водных объектов (формы 6,1, 6,2 6.3 Приказа МПР РФ от 6 февраля 2008 г. N 30) |
|
- |
Согласование проекта в государственных органах. |
Территориальное Бассейновым управлением |
В связи с прекращением действия Приказа Минприроды от 8 июля 2009 г. N 205 и в вступлением в силу Приказа Минприроды РФ от 9 ноября 2020 г. N 903, требование по обязательному согласованию Программы в территориальном бассейновом управлении исключено. |
Получение согласованной программы регулярных наблюдений за водным объектом |
Территориальное Бассейновым управлением |
- |
* инстанции меняются в зависимости от территориальной принадлежности объекта и суточного объема водопотребления
Получение согласованной программы ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохраной зоны.
Срок действия программы:
Документ актуален на протяжении 3-5 лет, в случае сохранения изначальных условий работы предприятия, показателей параметров сточных вод и водозаборов.
Существует ряд ситуаций, в которых необходимо провести пересмотр программы ведения регулярных наблюдений. К ним относятся:
Программа подлежит корректировке при изменении технологических процессов на предприятии.
Согласующие инстанции: В связи с прекращением действия Приказа Минприроды от 8 июля 2009 г. N 205 и в вступлением в силу Приказа Минприроды РФ от 9 ноября 2020 г. N 903, требование по обязательному согласованию Программы в территориальном бассейновом управлении исключено.
Тем не менее, указание на необходимость согласования Программы сохраняется в Приказе Минприроды РФ от 31 января 2022 года N 51 как часть условий использования водного объекта Разработка — от 30 календарных дней
Согласование — от 1-го месяца (в зависимости от объема работ)
Результат — согласованная программа регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохраной зоной.
Законодательная база:
1. Водным кодексом РФ от 03.06.2006г. № 74-ФЗ
2. Федеральным законом «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7 -ФЗ
3. Постановлением Правительства РФ «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» от 23.07.2007г. № 469.
4. Приказом Министерства природных ресурсов РФ «Об утверждении типовой формы решения о предоставлении водного объекта в пользование» от 14.03.2007г. № 56.
5. Постановлением Правительства РФ «Об утверждении положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов» от 10.04.2007г. № 219.
6. Приказом Министерства природных ресурсов РФ «Об утверждении порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учёта объёма забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объёма сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества» от 08.07.2009 г. № 205.
7. Приказом Министерства природных ресурсов РФ «Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» от 17.12.2007г. № 333.
8. Приказом Министерства природных ресурсов РФ « Об утверждении форм и порядка предоставлении сведений, полученных в результате наблюдений за водными объектами заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, собственниками водных объектов и водопользователями» от 06.02.2008г. № 30.
9. Приказом Росстата от 28.08.2012 № 469 «Сведения о выполнении водохозяйственных и водоохранных работ на водных объектах.
10. РД 52.24.643-2002 МУ Метод комплексной оценки степени загрязненности поверхностных вод по гидрохимическим показателям.
За отсутствие программы регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной накладывается административный штраф в соответствии со ст. 8.13, 8.14, 8.15 КоАП РФ. Размер штрафа: от 80 000 до 120 000 рублей или административное приостановление деятельности предприятия на срок до 3 месяцев.
Перечень исходных данных для разработки программы регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохраной зоной:
- точки контроля сточных вод до и после очистных сооружений, на выпуске в водный объект (при наличии выпуска сточных вод);
- точки отбора природной воды из водного объекта (выше и ниже выпуска сточных вод в водный объект или точки акватории);
- перечень контролируемых загрязняющих веществ.
Данный перечень зависит от вида сточных вод – хозяйственно-бытовые, производственные или ливневые. Количество веществ может варьироваться от 9 показателей (для ливневых сточных вод) до 18-20 (для хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод). Для производств со сложными производственными циклами перечень контролируемых веществ может быть еще больше.
- периодичность контроля сточных и природных вод.
Периодичность контроля зависит от категории предприятия по НВОС.
Для предприятий 1 и 2 категории НВОС контроль осуществляется не реже 1 раз в месяц, для предприятий 3 категории – 1 раз в квартал.
- данные наблюдений за водными объектами (их морфометрическими особенностями) и сведения о состоянии водоохранных зон водных объектов (формы 6,1, 6,2 6.3 Приказа МПР РФ от 6 февраля 2008 г. N 30)
- Обследование водного объекта (замеры глубин, скорости течений, расхода воды) и его водоохранной зоны (эрозийность, залуженность и пр.) должно проводиться лабораторией, имеющей Лицензию Росгидромета, необходимо предоставить подписанный договор с лабораторией, имеющей лицензию Росгидромета.